Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Вопросы

  1. Сиротство: что это такое и зачем с этим бороться
    1. Что такое «проблема сиротства», о которой вы говорите? Почему вы решили этим заняться? Ответ.
    2. Детдома в России были всегда. Вы считаете, что проблему в принципе можно решить в нашем государстве?  Ответ.
    3. Почему вы уверены, что детям обязательно нужна семья? Многие дети с удовольствием проводят время в детских коллективах и общаются со сверстниками.  Ответ.
    4. Почему вы занимаетесь тем, чем должно заниматься государство? Если сиротство – это проблема общества, то и финансировать ее решение надо из бюджета.  Ответ.
    5. Можно сколько угодно водить ребенка из детского дома по психологам, но все равно настанет момент, когда гены асоциальных родителей – наркоманов, проституток, алкоголиков или даже воров и убийц – проявятся в ребенке. Особенно это возможно в подростковом возрасте. И никакой психолог не поможет. Зачем лечить то, что вылечить нереально?  Ответ.
    6. Что такого ужасного происходит с ребенком в детском доме? Там работают нормальные люди, а не садисты: о детях заботятся, их хорошо кормят. Во многих детских домах в экономически благополучных регионах все оборудовано так здорово, что не каждая семья такое может себе позволить. Чего ради тратить столько усилий на устройство ребенка в семью, где его уровень жизни может оказаться ниже, чем в детском доме?  Ответ.

 

Что такое «проблема сиротства», о которой вы говорите? Почему вы решили этим заняться?

Многим кажется, что проблема сиротства их не касается, что в детдом попадают в основном дети «плохих» родителей – алкоголиков, преступников, опустившихся людей, что в детдоме о детях заботятся и они потом выходят в жизнь нормальными людьми. Это не так: сиротство – это огромная проблема всего общества, и она касается каждого. Во-первых, касается финансово, ведь на содержание ребенка в детском доме идут огромные деньги из бюджета, то есть из тех налогов, которые мы с вами платим. На одного ребенка в государственном сиротском учреждении выделяется от 300 тыс до 1 млн рублей в год. А всего у нас сейчас в детских домах свыше 650 тысяч воспитанников – с учетом так называемых «социальных сирот», у которых формально есть родители, но они не могут детей воспитывать и «временно» помещают их в детский дом.

Финансовая нагрузка на бюджет – одна составляющая проблемы. Вторая, еще более серьезная, заключается в том, что жизнь в государственном сиротском учреждении, как правило, калечит психику ребенка. В итоге воспитанники детдомов и интернатов выходят в жизнь чаще всего абсолютно неподготовленнымик ее реалиям, психически и физически нездоровыми, малообразованными, и непонаслышке знакомыми с алкоголем и наркотиками. И они не улетают в космос после детских домов, не эмигрируют в другие страны, нет, они становятся частью нашего общества.

к вопросам

Детдома в России были всегда. Вы считаете, что проблему в принципе можно решить в нашем государстве?

Мы уверены, что путь длинной в тысячу миль начинается с первого шага. И мы знаем, что проблема сиротства в принципе решаема. Об этом говорит и опыт других государств, где ситуация еще совсем недавно была сравнима с российской, а сейчас все уже совсем по-другому.

к вопросам

Почему вы уверены, что детям обязательно нужна семья? Многие дети с удовольствием проводят время в детских коллективах и общаются со сверстниками.

Провести несколько часов в течение дня в детском коллективе и постоянно, 24 часа в сутки в нем жить – это совсем разные вещи. Для гармоничного психологического, умственного и физического развития любому ребенку, даже очень общительному, нужен значимый взрослый, который будет направлять его, поощрять, помогать и поддерживать, уделяя ребенку достаточно персонального внимания. Персонал детских учреждений такой возможности не имеет: детей много, а сотрудников мало. Соответственно, максимум, на что может рассчитывать ребенок в детском доме – это групповое воспитание. А оно, к сожалению, приводит к очень серьезным нарушениям в развитии.

к вопросам

Почему вы занимаетесь тем, чем должно заниматься государство? Если сиротство – это проблема общества, то и финансировать ее решение надо из бюджета.

Мы не можем нести ответственность за государственную политику в области сиротства, а также как-то влиять на распределение бюджетных средств. Мы можем только анализировать текущую ситуацию и констатировать, что системного решения проблемы сиротства на государственном уровне пока не происходит. Движение есть, есть много очень правильных и полезных инициатив, но эффективной системой это еще не стало и станет нескоро.

Однако дети, находящиеся в детских домах, не могут ждать, когда будут приняты все необходимые решения и выделены бюджетные средства на их реализацию. Им нужна семья уже сегодня. А взрослым людям, готовым воспитывать этих детей, уже сегодня нужна правильная подготовка и всесторонняя поддержка после принятия ребенка в семью. Именно для решения этих проблем и учрежден наш фонд.

к вопросам

Можно сколько угодно водить ребенка из детского дома по психологам, но все равно настанет момент, когда гены асоциальных родителей – наркоманов, проституток, алкоголиков или даже воров и убийц – проявятся в ребенке. Особенно это возможно в подростковом возрасте. И никакой психолог не поможет. Зачем лечить то, что вылечить нереально?

Это один из самых устойчивых и распространенных мифов о детях из сиротской системы. И он совершенно не имеет ничего общего с действительностью. Дело в том, что асоциальное поведение не наследуется. Передаваться по наследству может цвет глаз, кудрявые волосы, рост и склонность к каким-либо заболеваниям, но никак не поведенческие модели. То, как ведет себя ребенок и подросток, – результат его воспитания, а также нанесенных ему в течение жизни травм.

Ребенок любого возраста своим поведением – непослушанием, грубостью, нежеланием учиться и т.д. – дает взрослым людям сигнал о своих проблемах, и ответственность взрослого состоит в том, чтобы распознать реальную проблему и помочь ребенку с ней справиться. Специалист может помочь выявить проблему и показать пути ее решения. Если ребенку вовремя и правильно оказать помощь, то абсолютное большинство поведенческих нарушений исправляется. И происходит это именно потому, что поведение – ненаследуемый признак.

к вопросам

Что такого ужасного происходит с ребенком в детском доме? Там работают нормальные люди, а не садисты: о детях заботятся, их хорошо кормят. Во многих детских домах в экономически благополучных регионах все оборудовано так здорово, что не каждая семья такое может себе позволить. Чего ради тратить столько усилий на устройство ребенка в семью, где его уровень жизни может оказаться ниже, чем в детском доме?

Дело в том, что для полноценного физического, психического, умственного и эмоционального развития ребенку нужна семья, и никакие материальные блага семью заменить не могут. Основа развития ребенка – это внимание значимого взрослого, любовь и персонифицированная, направленная на конкретного ребенка забота. Поэтому любому ребенку важно не то, в каких материальных условиях он живет (исключая, конечно, случаи, когда материальные условия угрожают его жизни), а то, сколько любви и заботы он получает. Персонал детских домов не может при всем желании обеспечить каждому воспитаннику персональное внимание. Детей много, а сотрудников мало, и у них хватает времени и сил практически только на уход за детьми. И именно поэтому детский дом – это плохое место для воспитания и развития ребенка.

к вопросам